Чему учить и чему учат экономистов?

 FullSizeRender-30-11-19-03-50-7

30 ноября состоялось завершающее 2019 г. заседание студенческого научного семинара кафедры мировой экономики. На этот раз на повестку дня была вынесена наболевшая тема о состоянии экономического образования в мире и России, а также его влиянии на развитие глобального хозяйства.

Семинар открыло выступление Е.Е. Богатырева (группа МЭ-17), в котором докладчик показал, что драйвером изменений в экономическом образовании всегда являлись  перемены в области экономической науки. Поэтому, по мнению докладчика, неудовлетворительное состояние нынешней версии экономикс выступает главной причиной крайне противоречивого состояния, в котором находится сейчас экономическое образование. Отдельно Е.Е. Богатырев остановился на анализе причин "незаметности" российской экономической науки (и, следовательно, образования) в мире. С точки зрения докладчика, главным фактором отставания экономической науки в РФ стали ужасающие последствия сталинизации обществоведческих дисциплин и физическое уничтожение целой когорты  выдающихся экономистов в 1930-е гг. Особенно трагически, как показал  Е.Е. Богатырев,  данные явления сказались на развитии экономической науки и образования в регионах, в частности, на Среднем Урале. Данный доклад вызывал оживленную дискуссию, в ходе которой участники семинара попытались понять, почему последствия репрессии и замораживания интеллектуальной жизни в 1930-е гг. до сих пор сказываются на российской экономической науке и образовании. Так, С.В. Чичилимов (группа М-МБ-18) обратил внимание собравшихся на еще одно последствие советизации обществоведческого дискурса - его фактически полную изоляцию от мировой академической среды, вылившуюся в неспособность советских, а в последствии российских экономистов создавать конкурентоспособный на мировом уровене академический продукт.  Л.В. Балабанова,Е.М. Булавина (группа М-МБ-18) затронули проблему низкого качества вузовского менеджмента, а также зацикленности российских чиновников на формальных показателях оценки научного творчества и отсутствии спроса со стороны рынка труда на квалифицированных экономистов в РФ в качестве возможных объяснений невысокого качества экономической науки и образования в РФ. 

FullSizeRender-30-11-19-03-50О.В. Ананьина (группа МЭ-16) в своем  докладе предложила посмотреть на состояние экономического образования через изучение учебных планов ведущих экономических факультетов мира. Ее анализ показал, что говорить о кризисе экономического образования неуместно. По мнению О.В. Ананьиной, в настоящий момент экономическое образование в мире вступает в эпоху эмпирического поворота и все больше уходит от изучения оторванной от практики теории. С точки зрения докладчицы, такие изменения, скорее всего, следует приветствовать, однако чрезмерное увлечение эмпирической стороной может создать ситуацию, когда выпускник экономического вуза, овладев современным экономическими методами, окажется не способен дать качественный анализ собранным количественным данным.  За выступлением О.В. Ананьиной также последовало активное обсуждение. В частности, участники семинара затронули проблему трансформации экономического образования в XX столетии, которое превратилось из образования, предполагающего необходимость широких гуманитарных знаний и мощную лингвистическую подготовку, в атеоретический технический предмет. Вероятно, кульминацией этого процесса является разворачивающаяся на экономическом факультете Гарвардского университета  замена  мэнкьювского курса по экономической теории  курсом Рея Четти, по сути, состоящего из одной эконометрики. 
FullSizeRender-30-11-19-03-50-9
По видеосвязи о своем видении проблем и перспектив экономического образования поделилась научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ В.А. Мальцева, которая призвала участников семинара не драматизировать ситуацию. С ее точки зрения, в настоящий момент в мире наблюдается  тенденция к прогрессирующей специализации экономического образования. Как показали исследования В.А. Мальцевой, наряду с роста спроса на "прикладное" бизнес-образования  в мире сохранятся ниша и для специалистов обладающих широкой теоретической подготовкой. 
FullSizeRender-30-11-19-03-50-8
Завершило семинар, ставшее уже доброй традицией, награждение наиболее активных его участников научной литературой.